«Евросеть» начала ребрендинг

Крупнейший российский сотовый ретейлер «Евросеть» объявил о намерении изменить логотип и фирменный стиль своих магазинов.

Разработкой нового стиля компании занималось британское агентство Wolff Olins, участвовавшее в ребрендинге «Билайна» и «Системы Телеком».

«Основная наша амбиция — задать новый стандарт ретейла в России. Конечно, часть элементов нового дизайна была позаимствована у зарубежных ретейлеров: мы не можем игнорировать их успешный опыт», — сказал корреспонденту РИА Новости президент «Евросети» Александр Малис.

От прежнего, почти не менявшегося в прошлом стиля «Евросеть» сохранит в качестве основы желтый цвет, который приобретет более теплый оттенок. Корпоративную цветовую гамму дополнят черный, белый и голубой.

Белый цвет будет использован в написании логотипа на желтом фоне, а черный — на белом. Голубой цвет найдет применение в текстах наружной рекламы и печатных материалах. За счет использования белого цвета в оформлении торговых залов компания планирует визуально расширить внутреннее пространство магазина. Претерпит изменение также планировка магазинов.

«Сегодня большинство наших магазинов являются устаревшими. Мы продаем Hi-Tech оборудование, и выглядеть должны соответственно. Наше торговое оборудование должно поменяться и стать намного удобнее для покупателей. Фактически, магазины преобразуются полностью», — комментирует ребрендинг Малис, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Как сказал Малис, компания ставила перед собой задачу создать бренд, который сохранит современность в течение ближайших трех-четырех лет. В 2011 году планируется переоборудовать более половины магазинов компании, остальные — в 2012 году.

Исполнительный директор брендингового агентства Mildberrу Вадим Журавлев знает множество случаев полной смены визуального имиджа и приводит в пример «Билайн» и МТС, которые сделали нечто похожее в 2005 и 2006 годах. Эксперт отмечает, что компания, обладающая ресурсами на масштабную рекламную кампанию в поддержку ребрендинга, мало рискует при смене имиджа. «Для «Евросети» в той же мере, в какой это было в свое время верно для МТС и «Билайна», верно было бы резко поменяться, а не пытаться что-то улучшить. Компании как лидеру рынка давно пора бы это сделать, и ждать от этого можно только положительных результатов», — сказал Журавлев.

Директор по развитию брендингового агентства Evolution Алексей Анисько предлагает уйти от понимания бренда как логотипа и ребрендинга как смены логотипа или стиля оформления. «Бренд — это ценности, транслируемые потребителю: цены, ассортимент, сотрудники торгового зала, сервисная служба и т. д. Если это все не будет затронуто, а как обычно ограничатся дизайном — для компании ровным счетом нет никакого риска», — сказал Анисько.

На его взгляд, внешний вид магазина не является первоочередным при выборе места покупки и дизайн должен быть продолжением стратегии бренда, а не самостоятельным направлением.

Желтая собака

Изменив фирменные цвета, «Евросеть» также обзаведется новым корпоративным символом — желтым терьером, имя которому, а также новый корпоративный слоган предстоит предложить посетителям сайта компании.

Журавлев признает, что для ретейла введение подобного символа — не очень распространенная история, но напоминает об «Ашане» (птица), «Утконосе» или «Рамсторе» (кенгуру). «Особенность в том, что таким символом можно создать некую эмоцию. Плюс это дополнительная возможность для индивидуализации и усиления запоминаемости бренда. Разумеется, все зависит от реализации», — говорит Журавлев.

Малис полагает, что терьер должен стать олицетворением персонального помощника, верного и преданного друга. Другие персонажи наряду с терьером также рассматривались, но Малис не назвал ни одного.

Выбор в пользу Wolff Olins

В летнем тендере «Евросети» на разработку нового бренда компании участвовало около 15 российских и зарубежных компаний. Участникам было предложено разработать эскизы дизайн-проекта нового салона «Евросети». Наиболее интересный, с точки зрения заказчика, проект предложила лондонская компания Wolff Olins, известная в России своим сотрудничеством в разработке брендов для сети «Билайн», «Альфа-Банка» и «Системы-телеком».

Wolff Olins сотрудничала по вопросам разработки корпоративного фирменного стиля с более чем пятьюстами компаниями по всему миру, включая McDonalds, Sony, Skype. Проект, предложенный Wolff Olins, на взгляд Малиса, позволит «опередить конкурентов на два-три года в вопросе брендинга».

По оценке источника, на рынке сотового ретейла, услуги Wolff Olins могли обойтись «Евросети» примерно в полмиллиона долларов. Затраты на переоборудование каждого магазина компании, по данным источника, могут составить 1-1,2 миллиона рублей. Таким образом, за два года, на которые растянется ребрендинг, «Евросеть» потратит 4,3-5,16 миллиарда рублей.

Журавлев сказал, что из-за того, что у «Евросети» очень разнообразные форматы торговых точек, расходы на каждую из них могут составить от 200 тысяч рублей (формат киоска) до 1,5 миллиона рублей (формат магазина).

Ребрендинг — не средство войны

«Связной», основной конкурент «Евросети», объявил о своем ребрендинге в 2008 году. Сейчас оба ведущих ретейлера находятся в стадии жесткого противостояния: «Евросеть» объявила о намерениях вытеснить «Связной» из пятисот рентабельных торговых точек по всей стране в ближайшее время и сообщила о переводе под свое крыло десятков магазинов. «Связной» потерю множества своих магазинов опровергает, как и развязывание ценовой войны, якобы начавшейся в ноябре с неоправданно резкого снижения «Связным» цен на ходовые модели телефонов.

Малис сказал, что объявление о рестайлинге и война в сотовом ретейле никак не связаны, да и первые слухи о рестайлинге появились еще летом.

«Связной» в 2008 году намеревался потратить на ребрендинг более 20 миллионов долларов. Компания не называет реальных затрат на изменение стиля своих магазинов, которое, как сообщил «Связной», было завершено к концу 2010 года.

«Связной», как теперь и «Евросеть», расширила палитру корпоративных цветов. Изменился фирменный шрифт, появился новый слоган «Живи общением».

Разработкой бренда для «Связного» занималась швейцарская компания Interbrand Zyntzmeyer & Lux AG. Как и «Евросеть», «Связной» намеревался в результате ребрендинга наделить свои магазины более дружелюбным имиджем, что компания попыталась воплотить в корпоративных цветах и в организации пространства магазинов. Так, в ходе ребрендинга розничной сети произошла замена большой части закрытых витрин на торговое оборудование с открытой выкладкой.

«Сравнение продаж до ребрендинга и после ребрендинга одного из флагманских магазинов сети «Связной» в Москве показало такие результаты: рост оборота по товарным категориям составил 75%», — сказала руководитель отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. По ее словам, ребрендинг существенно повлиял и на повышение капитализации компании.

Александр Бумагин, РИА Новости