«Яндекс» освоился за границей

Российский интернет-поисковик «Яндекс» вышел на пятое место в международном рейтинге поисковых систем по данным Comscore, поднявшись за два года с седьмого места и обогнав eBay и южнокорейский Naver. Недавно «Яндекс» обрел статус международного поисковика, запустив сервис в Турции, однако дальнейшая экспансия компании будет напрямую зависеть от успешности турецкого проекта.

«Безусловно, выход на международный рынок будет зависеть от успеха в Турции, но пока планы — куда и когда — мы разглашать не будем. Может, никуда и не будем выходить, — поделился генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. — Пока ситуация такая, что «пять секунд — полет нормальный», пока все идет хорошо. Сейчас есть куда развиваться — например, в наших приоритетах географическое развитие, туда и будем вкладывать средства».

Как ранее сообщалось, «Яндекс» в конце сентября запустил портал yandex.com.tr, чем ознаменовал свой выход на международный рынок. При этом, как отмечали руководители поисковика, это чистый эксперимент и никакого бизнес-плана у компании нет. Впрочем, Аркадий Волож рассчитывает, что примерно через год «Яндекс» станет в Турции существенным игроком, несмотря на доминирующую позицию Google: «Даже если мы не станем здесь первыми, претендовать на несколько десятков процентов вполне можно». Чтобы начать продавать рекламу и полноценно монетизировать сервисы, нужно занять 10-20% рынка, объяснял он. Пока у «Яндекса» в Турции нет «никакой дистрибуции и маркетинга, есть только сервис».

«Турецкий рынок интернет-рекламы, включая медийную и контекстную рекламу, в настоящее время в 4,5 раза меньше российского, и, по известным прогнозам, отрыв будет только увеличиваться. Объем контекстной рекламы в Турции составляет еще меньшую величину, и в итоге 2% от рынка контекстной рекламы Турции составят не более $3 млн. Даже 10% этого рынка составят в 2013 г. лишь $16 млн.», — подсчитал эксперт ИК «Финам» Леонид Делицын.

«Выход на новый рынок — это всегда непростая комплексная задача: нужно локализовать уже существующие проекты, разрабатывать новые с учетом местных особенностей. Бывают ситуации, когда бизнес-процессы на новом рынке построены по другим правилам и схемам: например, при выходе на российский рынок Google пришлось осваивать нашу бухгалтерскую систему — бумажные счета и акты в частности. Но это все решаемые задачи, и мы довольны тем, как компания развивается в России. Наша страна — это огромный растущий рынок, где проникновение Интернета еще далеко не достигло предела, поэтому возможности очень большие», — рассказала представитель Google в России Алла Забровская.

«С момента появления поисковых систем Интернета их экспансия за пределы США всегда начиналась с крупнейших рынков. Таким образом, везде, где доходы от интернет-рекламы значительны, уже работают существующие игроки — Google, Bing, Yahoo! и т. п. Вне зоны их интересов находились лишь страны с языковым барьером (Россия, Китай) и сравнительно малообеспеченным населением и, соответственно, малым объемом рынка интернет-рекламы. Иными словами, незанятыми остаются лишь небольшие рынки, — рассуждает Леонид Делицын. — Безусловно, нельзя отрицать шанс для «Яндекса» существенно увеличить рынки поисковой рекламы в тех странах, где ее доля уступает медийной. В то же время, скорее всего, на эти страны будет нацелена и стратегия китайской поисковой системы Baidu. В итоге технология выхода на международные рынки поисковой рекламы у «Яндекса» в настоящее время только отрабатывается».

Эксперт полагает, что в ближайшие годы основной задачей «Яндекса» останется удержание позиций в России, где заметно усилил давление Google. Поэтому главными условиями стабильного роста выручки «Яндекса» и других российских компаний, по мнению аналитиков, являются рост количества рекламодателей и увеличение охвата аудитории российского Интернета.

«Сегодня доля Google в поиске по данным Liveinternet составляет 25,6%, и за последнее время она выросла на 3%», — подтверждает Алла Забровская.

«Выход крупной компании с набором массовых и сложных сервисов нельзя сравнивать с выходом стартап-проектов, которые, как правило, имеют один сервис или одну игру и т. д. Если рассматривать поисковые сервисы, то данный продукт очень лингвозависим. Для того чтобы сделать хороший поисковик, нужно иметь в своем штате лингвистов, которые специализируются на тех языках страны, куда планируем выходить. В этом смысле шансов написать поисковик для своей страны больше, чем запускать поисковик для внешней страны по отношению к штаб-квартире компании, — рассказал коммерческий директор, вице-президент по международному и региональному развитию Mail.Ru Group Алексей Катков. — Mail.Ru Group неоднократно заявляла, что планирует и рассматривает новые рынки для своего бизнеса. В целом компания успешно локализовала ряд сервисов для стран СНГ, что было оценено пользователями. По данным имеющимся данным, первое место по посещаемости занимает республика Казахстан, второе и третье место — Беларусь и Украина соответственно».

Тем временем чистая прибыль «Яндекса» по US GAAP в III квартале 2011 г. выросла по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на 93% — до 1,705 млрд. руб. с 883 млн. руб. Как пояснил финансовый директор компании Александр Шульгин, более репрезентативным является показатель чистой прибыли, скорректированной на курсовые разницы и вознаграждения сотрудникам. Этот показатель вырос на 49% — до 1,459 млрд. руб. Выручка компании увеличилась на 65% — до 5,16 млрд. руб. «Наши долларовые депозиты стали стоить дороже в рублях и правильнее смотреть на скорректированный показатель», — подчеркнул Александр Шульгин.

ComNews