Хроника медиаправа — январь 2011 — печатные СМИ

1 января вступили в силу поправки о льготах по страховым взносам во внебюджетные фонды

Закон вводит для страхователей в сфере СМИ пониженные тарифы страховых взносов.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. №339-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 14 статьи 1 Закона право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам возникает у плательщика, основным видом экономической деятельности которого является:

  • издание газет (код ОКВЭД 22.12);
  • издание журналов и периодических публикаций (22.13);
  • деятельность в области радиовещания и телевидения (92.20);
  • деятельность информационных агентств (92.40).

При этом деятельность плательщика не должна быть связана с выпуском эротических или рекламных средств массовой информации.

Для контроля уплаты страховых взносов страхователями в сфере СМИ, Пенсионный фонд Российской Федерации будет пользоваться двумя реестрами. Одним — для подтверждения основного вида деятельности страхователя, другим — для подтверждения отсутствия в портфеле страхователя эротических или рекламных СМИ.

Минкомсвязь России направила на согласование в Минздравсоцразвития России проект Постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации — российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных плательщиков страховых взносов».

1 января вступили в силу поправки в закон о персональных данных

Федеральный закон от 23 декабря 2011 года №359-ФЗ: «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О персональных данных».

В соответствии со вступившими в силу изменениями в часть 3 статьи 25 Федерального закона «О персональных данных» информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона не позднее 1 июля 2011 года.

В предыдущей редакции закона информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2010 года, следовало привести в соответствие с требованиями закона не позднее 1 января 2011 года.

11 января правительство внесло в Госдуму поправки в законодательство о регулировании рынка алкоголя

Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Проект федерального закона №484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

внесен: правительством РФ

стадия рассмотрения: подготовка к первому чтению

Регулирование алкогольного рынка закрепить в законодательстве понятие «пиво» как алкогольной продукции, которая произведена из солода, хмеля, дрожжей и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок, с содержанием образовавшегося в процессе брожения сусла этилового спирта от 0,5 процентов объема готовой продукции. В случае добавления спирта в пиво, такая продукция будет относиться к напиткам, изготавливаемым на основе пива.

На пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, предлагается распространить отдельные положения Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В связи с отнесением пива к алкогольной продукции и тем, что регулирование оборота пива будет осуществляться в соответствии с указанным Федеральным законом, предлагается признать утратившим силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2011 года.

12 января Госдума приняла в первом чтении законопроект о либерализации уголовного законодательства

Проектом предполагается отмена нижних пределов уголовного наказания для ряда преступлений.

Проект федерального закона №463704-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

внесен: 30 ноября 2011 года президентом РФ

стадия рассмотрения: подготовка ко второму чтению

Проектом предполагается отмена нижних пределов уголовного наказания для следующих преступлений:

  • клевета, статья 129 УК РФ — для ареста и исправительных работ;
  • нарушение неприкосновенности частной жизни, статья 137 — для ареста и лишения свободы;
  • нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, статья 138 — для ареста и лишения свободы;
  • нарушение авторских и смежных прав, статья 146 — для ареста, введены исправительные работы до двух лет;
  • неправомерный доступ к компьютерной информации, статья 272 — для исправительных работ;
  • создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, статья 273 — для лишения свободы;
  • клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, статья 298 — для ареста и исправительных работ (по части 1).

В статье 180 Уголовного кодекса РФ о незаконном использовании товарного знака наказание для организованной группы (по части 3) дополнено штрафом от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.

По итогам заседания Государственной Думы законопроект был принят в первом чтении.

12 января суд оштрафовал газету за публикацию персональных данных подростков

Мировой судья Славского судебного участка Калининградской области вынес постановление о наложении штрафа в сумме 5 тысяч рублей на редакцию районной газеты «Славские новости» за публикацию фамилий подростков, участвовавших, по мнению редакции газеты, в осквернении мемориала героям Великой Отечественной войны. На главного редактора издания также наложен административный штраф в размере 500 рублей.

Прокурор Славского района возбудил административное производство по статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах) по итогам анализа статьи «Малолетний беспредел в Славске», вышедшей в газете «Славские новости» №125 от 11 ноября 2010 года.

В заявлении прокурора указано, что в материале были распространены сведения конфиденциального характера, прямо указывающие на личности несовершеннолетних (фамилии, имена), совершивших антиобщественные действия. В нарушение требований Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О персональных данных» редакция газеты не получила письменного согласия несовершеннолетних и их законных представителей на распространение персональной информации.

В опубликованной в газете статье указывается, что в комиссию по делам несовершеннолетних направлены материалы по делу о вандализме у мемориала в Славске с указанием фамилий трех несовершеннолетних. В материале газеты также сообщалось, что публикация фамилий разрешена начальником Славского РОВД.

В отношении самих подростков после милицейской проверки было принято решение отказать в возбуждении уголовного дела по статье 214 УК РФ «вандализм» за отсутствием состава преступления.

13 января преобразована структура Минкомсвязи

Внесены изменения в структуру центрального аппарата Минкомсвязи России, созданы новые департаменты Министерства и преобразован ряд существующих.

Подзаконный акт, Приказ Минкомсвязи России №1 от 12 января 2011 года «О внесении изменений в структуру центрального аппарата Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».

На основании Постановления правительства РФ №1153 от 27 декабря 2010 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418» были утверждены изменения в структуре Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Количество департаментов Министерства увеличено с 10 до 12, предельная численность работников центрального аппарата — с 373 до 459 человек.

В соответствии с Приказом внесены изменения в структуру центрального аппарата Министерства:

  • образованы два новых департамента, Департамент государственной политики в области информационных технологий и координации информатизации и Департамент проектного управления;
  • Департамент государственной политики в области информатизации и информационных технологий преобразован в Департамент государственной политики в области создания и развития электронного правительства;
  • Департамент научно-технического и стратегического развития отрасли преобразован в Департамент создания и развития Информационного общества.

Расширение Министерства будет произведено за счет ликвидированного Федерального агентства по информационным технологиям. Финансирование вновь появившихся после реорганизации структур будет проводиться из бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для обеспечения деятельности Росинформтехнологий.

Федеральное агентство по информационным технологиям было упразднено в соответствии с указом президента РФ от 25 августа 2010 года «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий». Функции агентства переданы Минкомсвязи России.

13 января Роскомнадзор опубликовал отчет за 2010 год о нарушениях законодательства о персональных данных в Интернете

Службой были направлены 21 исковое заявление в суды с требованием уничтожить незаконно размещенные в Интернете персональные данные.

На основании решения судов уничтожены персональные данные, незаконно размещенные на сайтах: www.zamershik.ru, www.meblek.ru, www.gorstat.ru, www.kowro.ru, www.barlim.ru, www.wenti.ru, www.09baze.ru и других. Суды признали действия по обработке персональных данных на указанных сайтах нарушающими право субъектов персональных данных на неприкосновенность частной жизни. В нарушение закона конфиденциальные сведения о гражданах обрабатывались на этих сайтах без согласия субъектов персональных данных.

В отчете Роскомнадзора отмечено, что пять сайтов, в отношении которых судами принимались решения, были зарегистрированы на одно лицо. В судебном производстве находятся исковые заявления Роскомнадзора еще по пяти сайтам, администратором которых выступает то же лицо.

Были выявлены признаки нарушения законодательства о персональных данных на интернет-сайте www.vgd.ru («Всероссийское генеалогическое древо»), на котором в свободном доступе находятся данные о фамилиях, именах, отчествах, датах и местах рождения, местах работы граждан. Опубликованы персональные данные специальной категории, например, сведения о судимости. На сайте отсутствует информация о согласии граждан на обработку их персональных данных и согласии близких родственников на обработку сведений о скончавшихся гражданах.

В январе 2011 года в Роскомнадзор было подано 3 обращения, связанных с неправомерной обработкой персональных данных различными сайтами. В 2010 году было подано 21 обращение, в 2009 и 2008 году — 10 и 5 соответственно.

13 января 2011 года Ленинский районный суд города Владивостока по исковому заявлению Управления Роскомнадзора по Приморскому краю признал администратора доменного имени rusblat.ru виновным в нарушении российского законодательства, выразившимся в предоставлении неограниченному кругу лиц доступа к персональным данным граждан РФ. На ответчика судом возложена обязанность уничтожить персональные данные граждан. регистратору предписано прекратить делегирование доменного имени.

13 января Роспечать опубликовала статистику регистрации СМИ

В 2010 году было зарегистрировано на 8 процентов больше печатных СМИ, чем в 2009 году. Всего зарегистрировано около 94 тысяч СМИ, из них 73 тысячи печатных и более 17 тысяч — электронных.

Число зарегистрированных в 2010 году региональных СМИ более чем в 2 раза превышает число общероссийских. В 2005 году число территориальных СМИ превышало число общероссийских лишь на 11 процентов, в 2006 году — на 16,5, а в 2009 году уже на 42 процента.

Средний объем региональных газет составлял 18 страниц, журналов — 98 страниц, средний объем общероссийских газет — 20 страниц, журналов — 102 страницы. Журналов развлекательной тематики — 14,6 процента, рекламно-информационной тематики — 12,4, общественно-политических журналов — 7,9, научных и научно-популярных — 7,8, детских — 2,9, литературно-художественных — 2,7 процента.

42,3 процента от общего числа газет составляют издания общественно-политической тематики, 17,1 процентов — рекламно-информационные издания, 12,9 — газеты с тематикой «досуг и развлечения».

По периодичности выхода в свет больше всего наименований ежедневных газет и ежемесячных журналов.

В 2010 году в России на 33 процента выросло число зарегистрированных электронных СМИ. В 2 раза выросло число зарегистрированных как средство массовой информации интернет-сайтов. По сравнению с 2006 годом рост числа зарегистрированных как СМИ интернет-сайтов составил 62 процента.

14 января Совет Госдумы рассмотрел поправки о пометках рекламных материалов в печатных СМИ

Поправки устанавливают требования о размере шрифта и читаемости пометок о рекламе.

Проект федерального закона №469759-5 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе»

внесен: 10 декабря 2011 года депутатом Государственной Думы П. Таракановым.

 стадия рассмотрения: подготовка к первому чтению

след. рассмотрение: май 2011 года

В соответствии с дополнением в статью 16 Федерального закона «О рекламе», вносимым законопроектом, шрифт текста пометок «реклама» или «на правах рекламы», сопровождающих материалы рекламного характера в периодических печатных СМИ, должен быть «четким, легко читаемым и соответствовать самому крупному размеру шрифта, используемого в тексте рекламы».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «реклама маскируется под аналитические статьи специалистов, предлагающих приобрести различные товары, либо воспользоваться услугами экспертов, обещающих решить ту или иную проблему, стоящую перед человеком». По мнению разработчиков, предлагаемые поправки позволят повысить достоверность рекламной информации и ограничат возможность ввода в заблуждение потребителей путем недобросовестной рекламы.

Совет Государственной Думы включил законопроект в примерную программу на май 2011 года, ответственным за проект назначен Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.

17 января суд отменил решение налогового органа о взыскании НДС с издателя журнала о кораблях

дело: №А40-20030/10-127-81

инстанция: ФАС Московского Округа

реквизиты: Постановление от 17 января 2011 года №КА-А40/16810-10

истец: ООО «Ашет Коллекция», ООО «Издательство «Бауэр Логос» (издательство)

ответчик: Инспекция ФНС N 14 по г. Москве (ИФНС, заявитель жалобы)

название медиа: журнал «Бисмарк»

Комментарий

Издательство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также о возмещении НДС в счет предстоящих платежей. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования издательства удовлетворены в полном объеме.

В обосновании кассационной жалобы ИФНС ссылается на то, что издательством неправомерно исчислен НДС с реализации журнала «Бисмарк» по ставке 10 процентов, так как в нарушение Закона РФ «О средствах массовой информации» и законодательства об интеллектуальной собственности:

  • в журнале не указаны выходные данные;
  • не была осуществлена перерегистрация журнала в связи с передачей учредительских прав;
  • в журнале отсутствует ссылка на первоисточник и авторов снимков;
  • у заявителя не имеется собственных ресурсов для издания журнала;
  • издатель фактически осуществляет распространение моделей корабля с инструкцией;
  • деятельность издателя направлена исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.

В соответствии с решениями ИФНС издательство привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1 212 111 рублей; доначислена сумма неуплаченного НДС в размере 6 060 554 рублей, предложено уплатить сумму налоговых санкций в размере 331 865 рублей, уменьшить на исчисленную в завышенном размере сумму налога к возмещению по НДС в размере 6 172 664 рублей, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Также обществу отказано в возмещении НДС за 1 квартал 2009 года.

Суд установил, что издательство осуществляет реализацию периодического печатного издания — журнала «Бисмарк», посвященного истории военного корабля с одноименным названием. Суд указал, что соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями СМИ и издательствами, подтверждается справками Роспечати, а налоговые органы, согласно НК РФ, такими полномочиями не наделены. В соответствии с указанными справками заявитель имеет право пользоваться льготами, предусмотренными статьей 164 Налогового кодекса РФ (НК РФ), так как журнал соответствует коду ОК 005-93 (ОКП) 95 2000, утвержденному Постановлением правительства РФ от 23 января 2003 года №41, и в данном издании реклама составляет менее 40 процентов объема журнала. Суд также указал, что при ввозе журнала на территорию РФ на основании данных справок журнал декларировался соответствующим образом, НДС уплачивался по ставке 10%, и претензии у таможенных органов отсутствовали.

Суд также указал, что нормы НК РФ не содержат условие применения ставки НДС 10% с учетом соблюдения требований иных норм отраслевого законодательства. Довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика собственных ресурсов для издания журнала был отклонен, так как издание и распространение журнала осуществлялось путем привлечения сторонних организаций на основании соответствующих гражданско-правовых договоров, к которым инспекцией не предъявлялись претензии. Суд указал, что налоговым законодательством применение льготной ставки НДС не поставлено в зависимость ни от организации процесса издания, ни от способов распространения периодической печатной продукции.

Суд установил, что элементы модели корабля, которые прикладываются к журналу, являются его неотъемлемой частью, поскольку данные детали без журнала не представляют самостоятельной ценности для потребителей, их стоимость отдельно от журнала не установлена. Журнал и детали для сборки модели корабля представляют собой единое периодическое печатное издание. Согласно Письму ФТС от 26 мая 2006 года №05-11/18275, ставка НДС 10% должна применяться при ввозе периодических печатных изданий с приложениями.

Также суд отметил, что издательские права приобретены ООО «Ашет Коллекция» для осуществления операций по изданию и последующей реализации журнала на территории РФ, приобретение прав отражено в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, счет-фактура оформлен в соответствии со ст. 169 НК РФ.

Суд признал, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные издателем требования, поскольку реальность сделок заявителем подтверждена, им соблюдены условия, необходимые для применения налогового вычета по НДС. ИФНС не представила доказательств, что основной целью заявителя являлось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

Суд пришел к выводу о том, что издательством соблюдены все условия для применения налоговых вычетов согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ), а применение налоговой ставки 10 процентов признал соответствующим подпункту 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ.

Суд постановил решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2010 года по делу №А40-20030/10-127-81 оставить без изменения. Кассационная жалоба Инспекции ФНС России №14 по городу Москве оставлена без удовлетворения.

17 января суд признал недействительным решение УФАС об указании газетой завышенных тиражей

Решение антимонопольного органа о распространении недостоверной информации о тираже газеты признано недействительным, поскольку факт распространения редакцией сведений о завышенном тираже не доказан.

дело №: А13-1943/2010

инстанция: ФАС Северо-Западного округа

реквизиты: Постановление № Ф07-12280/2010 от 17 января 2011 года

истец: ООО «СеверИнфо»

ответчик: УФАС по Вологодской области (УФАС, заявитель жалобы)

название СМИ: «Московский комсомолец в Вологде и Череповце»

комментарий: решение в пользу СМИ

Комментарий

Редакция газеты «Комсомольская правда в Вологде и Череповце» обратилась в УФАС с заявлением о нарушении со стороны ООО «СеверИнфо» положений пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В заявлении указывалось, что еженедельный тираж газеты «Московский комсомолец в Вологде и Череповце» не соответствует заявленному (составляет не 6600, а 2000 экземпляров).

УФАС подготовил аналитический отчет, согласно которому издатель газеты «Комсомольская правда в Вологде и Череповце» и ООО «СеверИнфо» являются конкурентами на рынке информационных услуг в географических границах Вологодской области. УФАС приняло решение о признании ООО «СеверИнфо» нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». УФАС установил, что издание представляет собой один общий еженедельник, объединяющий три самостоятельных периодических печатных издания — «Московский Комсомолец. Российский региональный еженедельник», «Московский Комсомолец в Вологде» и «Московский Комсомолец в Череповце». Показатель тиража газеты близок к сложению тиражей каждого печатного издания, но в содержании выпусков каждого из трех еженедельников нет информации о тираже данного СМИ. УФАС выдало ООО «СеверИнфо» предписание, обязывающее прекратить нарушение и указывать достоверные сведения в выходных данных о выпускаемом тираже печатного издания.

ООО «СеверИнфо» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании решения УФАС и вынесенного на его основании предписания. Суд признал решение и предписание УФАС не соответствующими Федеральному закону «О защите конкуренции», антимонопольному органу было предписано устранить нарушения прав и законных интересов истца.

В кассационной жалобе УФАС попросил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на ошибочную отмену актов УФАС, содержащих неверное наименование периодического печатного издания («МК в Вологде и Череповце»). УФАС указал, что суд ошибочно расценил решение УФАС об исправлении опечатки как решение о продлении срока исполнения предписания.

Суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности УФАС как факта распространения обществом сведений о тираже газеты «МК в Вологде и Череповце», так и наличия оснований для принятия мер антимонопольного реагирования. УФАС не представлены доказательства фактических конкурентных отношений между заявителем и ООО «ИД «Север» на значимом товарном рынке, в значимый временной интервал, а равно направленности действий заявителя, свидетельствующих о негативном влиянии на соответствующую конкурентную среду (при получении тех или иных преимуществ перед конкурентом). Подготовленный УФАС аналитический отчет не признан судом как доказательство намеренного указания заявителем количества товара как акта недобросовестной конкуренции (при определенных продуктовых и географических границах рынка товара, в отношении которого тираж действительно может восприниматься как средство достижения конкурентного преимущества). Круг потенциальных и (или) фактических потребителей той или иной газеты не равноценен кругу потенциальных либо фактических ее рекламодателей, которые не определены управлением. Информационные услуги (ввиду общей направленности рассматриваемых печатных изданий) шире рекламных и имеют своего потребителя.

Суд кассационной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о недоказанности УФАС оснований для принятия оспариваемого решения и постановил решение Арбитражного суда Вологодской области оставить без изменения, кассационная жалоба УФАС оставлена без удовлетворения.

18 января УФАС возбудило дело о рекламе финансовых услуг «с доставкой на дом»

В рекламной статье «Срочная финансовая помощь с доставкой на дом» антимонопольное управление усмотрело признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В опубликованной в газете рекламе сообщалась следующая информация: «Домашний заем — довольно распространенная услуга в мире… Поскольку от заемщика не требуется каких-либо дополнительных документов, кроме паспорта… если Вам срочно нужны деньги (от 10 000 до 25 000 рублей)…».

По мнению УФАС, при распространении такого рекламного сообщения имеются признаки нарушения законодательства о рекламе, поскольку в рекламной статье не содержится исчерпывающей информации об условиях оказания услуги и выдачи наличных денег.

19 января в Госдуму внесены поправки в КоАП об увеличении штрафов за нарушение авторских прав

Поправки направлены на ужесточение наказаний за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в виде увеличения штрафов.

Проект федерального закона №489136-5 «О внесении изменений в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

внесен: депутатом Государственной Думы К. Бесчетновым

стадия рассмотрения: направлен в ответственный Комитет

В соответствии с поправками в статью 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) вносятся изменения об увеличении размера штрафов за незаконное использование произведений и нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (пункт 1): для граждан — от 10 000 до 30 000 рублей, для должностных лиц — от 15 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей. При присвоении авторства и принуждении к соавторству, размер штрафа составит: для граждан — от 10 000 до 30 000 рублей, для должностных лиц — от 15 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Статья 7.12 КоАП также дополнена пунктом 3 о незаконном использовании экземпляров произведений в сети Интернет в целях извлечения дохода. Размеры штрафов за это правонарушение соответствуют установленным для пункта 1 указанной статьи.

Статья 14.10 КоАП о незаконном использовании средств индивидуализации изложена в новой редакции, в соответствии с которой увеличенный размер штрафа для граждан составит от 10 000 до 30 000 рублей, для должностных лиц — от 15 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

В пояснительной записке разработчики проекта указывают, что невысокий размер штрафов является одним из факторов, способствующих частому нарушению прав и законных интересов правообладателей в области интеллектуальной собственности.

20 января в Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы на асфальте

Проектом предлагается введение запрета на распространение рекламы на поверхности велосипедных или пешеходных дорожек либо тротуаров путем нанесения на них графических изображений или надписей.

Проект федерального закона №489523-5 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

внесен: депутатом Государственной Думы О. Михеевым

Законопроект предлагает за нарушение запрета на распространение рекламы на поверхности велосипедных или пешеходных дорожек либо тротуаров внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, дополнив его статьей 14.39, согласно которой размещение такой рекламы влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.

21 января УФАС установило факт ненадлежащей рекламы коньяка в газете «Metro»

При рекламе алкогольной продукции было нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) установила, что ООО «Русские традиции» в газете «Metro» разместило рекламу коньяка «Командирский коньяк», сопровождаемую слоганами: «Подарки будут. Коньяк командирский — мы с тобой!», «Все получится. Коньяк командирский — мы с тобой!», «Праздник будет. Коньяк командирский — мы с тобой!».

В соответствии с решением УФАС в данной рекламе содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку фразы «Подарки будут…», «Все получится…», «Праздник будет…» в контексте могут формировать в сознании потребителя впечатление о значимости алкоголя для улучшения эмоционального состояния потребителя и достижения его личного успеха.

УФАС признало рекламу коньяка «Командирский» в газете «Metro» ненадлежащей, ООО «Русские традиции» выдано предписание об устранении нарушений.

21 января cуд отстранил главного редактора газеты «Вечерняя Рязань» от занимаемых должностей

Суд отстранил от занимаемых должностей главного редактора газеты «Вечерняя Рязань» и директора ООО «Издательский Дом «Центральный» на период следствия с формулировкой, что временное отстранение от должности является предусмотренной законом мерой, направленной на то, чтобы предотвратить возможность использования обвиняемым своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу, продолжения преступной деятельности.

Следственными органами следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области Николаю Кириллову предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 2 статьи 282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, принадлежности к какой-либо социальной группе с использованием средств массовой информации и своего служебного положения) и статье 319 Уголовного Кодекса РФ (оскорбление представителя власти).

Следствие установило, что в период с 2004 по 2009 годы в газете «Вечерняя Рязань» были опубликованы статьи, содержащие высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении представителей национальной группы (евреев), а также на унижение их достоинства. Весной 2010 года в этой же газете была опубликована статья, содержащая суждения, которые должны были сформировать у общественности ненависть и вражду к работникам милиции. После возбуждения следственными органами уголовных дел по указанным фактам в газете «Вечерняя Рязань» были размещены публикации, содержащие оскорбительные выражения и унижающие честь и достоинство следователя.

Следствие отметило, что после возбуждения уголовных дел Н. Кириллов продолжил осуществлять противоправную деятельность с использованием СМИ, а также отметило, что Н. Кириллов может оказать влияние на свидетелей, находящихся у него в подчинении.

Суд удовлетворил ходатайство Московского межрайонного следственного отдела Рязани следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области о временном отстранении обвиняемого от занимаемых должностей директора ООО «Издательский Дом «Центральный» и главного редактора газеты «Вечерняя Рязань».

24 января Совет Госдумы рассмотрел поправки об ограничении рекламы БАД

Реклама биологически активных добавок (БАД) согласно законопроекту должна сопровождаться обязательным предупреждением о том, что БАД не являются лекарственными средствами, а также что добавки к пище не могут быть использованы в качестве заменителя пищевых продуктов.

Проект федерального закона №469470-5  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

внесен: 10 декабря 2010 года группой депутатов Государственной Думы

стадия рассмотрения: подготовка к первому чтению

след. рассмотрение: апрель 2011 года

Законопроект предлагает дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 14.7 прим. 1 о введении в заблуждение потребителей о том, что БАД являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также заменяют пищу. Такое правонарушение влечет штраф для граждан от 3000 до 5000 рублей; для должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц от 100 000 до 300 000 рублей.

Законопроект изменяет статью 25 Федерального закона «О рекламе», дополнив ее частью 3 об обязательном сопровождении рекламы БАД предупреждением о том, что биологически активные добавки не являются лекарственными средствами и не заменяют пищу.

Совет Государственной Думы назначил ответственным за законопроект Комитет Государственной Думы по охране здоровья.

Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в первом чтении запланировано на апрель 2011 года.

Минздравсоцразвития России также разработало законопроект, направленный на усиление контроля за рекламой БАД. На их официальном сайте доступен текста законопроекта и обзор его основных положений.

24 января УФАС признало недопустимой рекламу пива со слоганом «Замочи эту скуку»

Решением Самарского УФАС на рекламодателя наложен штраф в размере 100 тысяч рублей за использование в рекламе бранных слов.

Реклама выпускаемого ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» безалкогольного напитка была признана несоответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», запрещающей использование бранных слов. Рекламодатель получил предписание об устранении нарушения.

Поводом для возбуждения дела явилось заявление гражданина, у которого в связи с восприятием рекламы «Crazy! Замочи эту скуку. CrazyКоля CrazyКола» возникли ассоциации с бранными словами и ненормативной лексикой. Представители Общественной организации «Самарская областная организация Союза Журналистов России» подтвердили УФАС, что использование выражения «Замочи эту скуку!» является «перефразировкой вульгарной, ненормативной словесной формы … что делает ее неэтичной и оскорбительной». Лингвистическая экспертиза УФАС также подтвердила, что указанное словосочетание может вызывать фонетическую ассоциацию с бранным словосочетанием.

Комиссия УФАС установила, что сочетание слов «замочи» и «скуку», сопровожденное указательным местоимением «эту» имеет выраженную эмоциональную форму и вызывает недопустимые ассоциации с бранными словами.

Реклама была признана УФАС ненадлежащей, на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»« был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей.

27 января ФСФР дала разъяснения по реализации закона об инсайдерской информации

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) представила разъяснения о порядке исполнения отдельных требований Закона об инсайдерской информации.

Информационное письмо«О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФСФР сообщила, что организации, обладающие информацией, позволяющей манипулировать финансовыми рынками (инсайдерской информацией), в соответствии со своими уставами, учредительными документами или иными внутренними документами должны определять порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением законодательства об инсайдерской информации, порядок утверждения перечня инсайдерской информации и ее раскрытия, назначение ответственного за эту работу структурного подразделения или должностного лица.

Внутренними документами организатора торговли на финансовых рынках должны быть определены порядок утверждения правил предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации, а также признаки неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

ФСФР также сообщила, что разъяснения по вопросам практики применения законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информацией и манипулированию рынком будут подготавливаться ею по мере формирования такой практики.

27 января вступил в силу закон об инсайдерской информации

Вступивший в силу закон дает определение инсайдерской информации, определяет круг лиц, относящихся к инсайдерам, а также определяет порядок раскрытия такой информации.

Федеральный закон от от 27 июля 2010 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом установлен перечень лиц, относящихся к инсайдерам (обладателям закрытой информации, неправомерное распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, валюты или товаров), определены сведения, относящиеся к инсайдерской информации применительно к соответствующей категории инсайдеров, а также действия, относящиеся к манипулированию рынком, в том числе умышленное распространение заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов существенно отклонились.

В качестве мер противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком закон установил перечень запрещенных способов использования инсайдерской информации, обязанность и порядок ее раскрытия, в том числе в Интернете, требования по ведению организациями списка инсайдеров, обязанность и порядок уведомления инсайдерами о совершенных ими на финансовых рынках операциях, а также меры контроля, осуществляемые организатором торгов на финансовых рынках.

Закон также определяет функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, предоставленные ему для противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Нормы, устанавливающие меры противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, включены в ряд законодательных актов по регулированию рынка ценных бумаг, банковской системы, контроля и надзора за предпринимательской деятельностью. Соответствующие изменения и дополнения внесены также в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Ряд положений закона вступает в силу 27 июля 2011 года. Положения, предусматривающие уголовную ответственность, вступят в силу через три года после принятия закона.

28 января Госдума приняла в третьем чтении закон о полиции

Законом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции.

Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 7 февраля 2010 года.

внесен: 27 октября 2010 года президентом РФ

стадия рассмотрения: подписан 08 февраля 2011 года президентом РФ

На очередном заседании Государственной Думы был рассмотрен во втором и третьем чтении Федеральный закон «О полиции» (проект федерального закона №446526-5).

Федеральный закон «О полиции» направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в соответствии с новыми общественными отношениями. Основными целями закона являются:

  • закрепление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества;
  • четкое определение обязанностей и прав полиции, а также правового статуса сотрудника полиции;
  • обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности этой деятельности;
  • усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции;
  • освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.

Предлагается законодательно закрепить за полицией правоохранительные функции, а также сохранить существующие основные направления деятельности милиции.

Законом детализируются такие принципы деятельности полиции, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В соответствии со статьей 8 закона граждане, общественные объединения и организации имеют право в установленном порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Полиция обязана регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через СМИ, Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются МВД России.

Полиция предоставляет сведения о своей деятельности по официальным запросам редакций СМИ, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

По заявкам редакций СМИ в установленном МВД России порядке осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции. Также в законе оговорено, что МВД России вправе учреждать СМИ для освещения деятельности полиции.

В соответствии со статьей 9 закона, сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности, судом, следователем, органом дознания или самой полицией, должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, не позднее одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

МВД России обязано проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты мониторинга должны регулярно доводиться до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через СМИ и Интернет.

При МВД России и в его территориальных органах образуются общественные советы, которым, в том числе, надлежит организовать в СМИ обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции.

В соответствии с обязанностями полиции, установленными в статье 12 закона, полиция обязана принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, а также участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму.

Полиция также обязана принимать меры по пресечению в ходе избирательных кампаний и референдумов, противоречащих закону предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, а также информировать избирательные комиссии (комиссии референдума) о фактах выявленных нарушений.

Статья 13 закона, устанавливающая права полиции, уполномочивает полицию запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Также полиция в праве при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Также полиция имеет право получать сведения, составляющие налоговую тайну, в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений.

При посещении территории муниципальных и государственных органов, общественных объединений и организаций сотрудники полиции могут знакомиться с персональными данными граждан, которые имеют отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях.

Полиция уполномочена получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать дактилоскопическую информацию и геномную информацию граждан. Органы полиции могут вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, а также использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Полиция наделена полномочиями использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести.

Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в требуемые сроки, но не позднее одного месяца с момента вручения требования.

При проникновении в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории сотрудник полиции обязан не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан (пункт 4 части 5 статьи 15).

Статья 17 устанавливает порядок формирования и ведения банков данных о гражданах. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ в области персональных данных. Персональные данные подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Пункт 6 части 1 статьи 28 устанавливает право сотрудника полиции на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 закона сотрудник полиции обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

В соответствии с частью 6 статьи 30 законом предоставляется государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей.

Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2011 года.

28 января опубликован утвержденный правительством порядок субсидирования освещения Олимпиады в Сочи

Для создания и обеспечения эксплуатации мобильного телерадиовещательного комплекса в целях ведения теле-, радио-, интернет-трансляций и фотосъемок с олимпийских объектов в городе Сочи из средств федерального бюджета в 2010 году выделено 13 миллиардов рублей.

Подзаконный акт, Постановление правительства РФ от 13 сентября 2010 года №724 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Спортивное вещание».

Постановлением установлен порядок и условия предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета для АНО «Спортивное вещание» на финансовое обеспечение ее деятельности, связанной с созданием и обеспечением эксплуатации мобильного телерадиовещательного комплекса многофункционального назначения в целях ведения теле-, радиотрансляций, интернет-трансляций и фотосъемок с олимпийских объектов в г. Сочи, в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2007 года №991.

31 января опубликован отчет Роскомнадзора об итогах работы с обращениями граждан в 4-м квартале 2010 года

В соответствии с отчетом, 20 процентов обращений в Роскомнадзор относятся к вопросам нарушения законодательства о средствах массовой информации, в том числе размещенных в сети Интернет.

К проблемам доступа к информационным ресурсам (Интернет), качества услуг доступа к информационным ресурсам относятся 16 процентов обращений, 14 процентов — к вопросам нарушения законодательства о персональных данных.

В ответах, по итогам рассмотрения 1291 обращения граждан (87%) приводятся комментарии и исчерпывающие разъяснения действующих нормативных правовых актов в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, законодательства о персональных данных, а также рекомендации о мерах, направленных на решение поднятых вопросов.

75 обращений (5%) перенаправлено по принадлежности в МВД России, так как в них содержалась информация о правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом РФ: использование в противоправных целях интернет-сайтов, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации (в т. ч. распространение порнографии на интернет-сайтах; распространение информации экстремистского содержания); в Федеральную антимонопольную службу по вопросам рекламы в СМИ и в другие федеральные органы исполнительной власти.

Коллегия юристов СМИ