Без газет не останемся

Минкомсвязь обещает сохранить господдержку печатных средств массовой информации

Печатная отрасль не останется без поддержки государства, заявила на открытии VII ежегодного профессионального форума российских издателей «Издательский бизнес-2011» Екатерина Ларина, директор департамента государственной политики в области СМИ минкомсвязи.

В первую очередь речь идет о сохранении таможенных пошлин. Напомним, в мае прошлого года ввозные сборы на мелованную бумагу были снижены с 15 до 5 процентов.

«Сейчас мы пережили пик пессимизма и стараемся найти пути использования новых технологий для роста, — обнадежила Ларина. — Министерство будет продолжать работу по поддержке отрасли».

Тем временем уже около 33 процентов читателей печатных изданий настроены на «цифровые» новости. Однако смерть бумажных изданий, которую активно пророчат в последнее время, не спешит стать реальностью. Эти 33 процента очень непостоянны, отметил генеральный директор Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации (WAN-IFRA) Кристофер Рисс. Люди читают то один, то другой сайт. Исследования, проведенные TNS-Россия, показали, что 50 процентов времени в Интернете люди тратят всего на 10 сайтов, среди которых преобладают отнюдь не новостные порталы, а социальные сети и поисковые системы.

Люди мало уделяют времени новостям в Интернете, но еще меньше они тратят его на газеты и журналы. Но пессимистические прогнозы экспертов, по всей видимости, основываются не только на этом, но еще и на том, что во всем мире печатные издания ежегодно теряют 2 процента аудитории. Эту цифру подтверждает и WAN-IFRA.

В то же время реклама в газетах и журналах по-прежнему составляет основную часть доходов изданий и пользуется большей, чем баннеры в сети, популярностью у рекламодателей благодаря доказанной эффективности. Однако международные исследователи отмечают, что в России доходы от тиражей пока превышают рекламные прибыли.

Говоря о продолжении жизни печатных СМИ, не стоит списывать со счетов местные еженедельные издания. Чтобы быть в курсе событий, россияне зачастую приобретают именно их, поскольку там содержатся более «близкие» региональные новости, отмечают в WAN-IFRA. По данным ассоциации, в 2009 году в России произошел резкий скачок неежедневных изданий. Тем не менее по среднему уровню тиражей Россия отстает от мирового показателя, правда ненамного. У нас среднее число издаваемых копий — 16 тысяч, в мире — 17 тысяч экземпляров. Например, в Индии этот показатель равен 11 тысячам копий.

Центральным сегодня является вопрос адаптации традиционных издательских домов в цифровой среде, отметил президент Гильдии издателей периодической печати Александр Страхов. Требуется поиск новых моделей, продолжил тему Кристофер Рисс. «Печатные издания и интернет-сайты должны каждый раз приглашать своих читателей вернуться к ним снова, как это делают радио и телевидение», — посоветовал Рисс.

Справка

По данным TNS-Россия, за год аудитория Интернета выросла на 6 процентов. Сегодня более 61 миллиона россиян регулярно выходят в сеть. 90 процентов наших сограждан в возрасте от 12 до 34 выходят в Интернет хотя бы раз в месяц. 50 процентов времени, проведенного во Всемирной паутине, занимают всего 10 сайтов, среди которых преимущественно поисковики и социальные сети.

Российская газета (столичный выпуск)