Бренд Омской области Вклад в развитие региона или деньги на ветер?

Вопреки распространенному мнению, бренд — это далеко не только «картинки», символика — это лишь небольшая и не самая главная часть всех разработок. Бренд — это, скорее, вся совокупность (положительных) представлений (о регионе), это тот образ, который должен возникнуть у человека при произнесении словосочетания «Омская область». Для создания этого образа надо двигаться в двух направлениях: во-первых, что-то делать, чтобы жить в нашей области стало объективно лучше, а во-вторых, активно это пропагандировать.

Сто идей

О том, что необходимо сделать объективно, публике рассказал маркетолог Андрей Стась, представив презентацию «Сто идей, как сделать Омскую область лучше». По сути, его предложения представляют собой программу социально-экономического развития региона, большая часть пунктов которой достаточно стандартна и не является какой-то эксклюзивной разработкой. Например, специалист посоветовал «расширять сетку событий»: проводить как можно больше фестивалей, выставок разного уровня — от регионального до международного масштаба. Но что-что, а это в городе и так делается: чего стоит Международный сибирский марафон или выставка «Флора», имеющая 60-летнюю историю. При этом каждый год появляются новые традиционные мероприятия, культурные и спортивные, в которых участвуют не только омичи, но и многие жители других регионов.

Хотя некоторые идеи московского маркетолога новы и интересны: например, он предложил сделать омские музеи, на манер западных, интерактивными — чтобы в них были такие экспонаты, которые можно трогать руками, с которыми дети могли бы играть. Тогда поход в музей для детей и подростков не будет скучной пыткой, а станет любимым развлечением, полезным и познавательным. А музей Врубеля Андрей Стась предложил присоединить к проекту Google Art Project, который позволяет любому пользователю Интернета в мире виртуально посетить музей, участвующий в проекте. Пока к Google Art Project присоединились только музеи мирового масштаба, и у омского музея есть шанс стать первым присоединившимся к проекту «музеем второго уровня». И вообще, москвичи посоветовали представить область в Интернете: создать сайт бренда Омской области с различными разделами, посвященными науке, образованию, туризму, а также создать представительство региона в популярных социальных сетях. Конечно, основное внимание маркетолог уделил привлечению инвестиций и развитию бизнеса, а также развитию в области событийного туризма. Правда, некоторые идеи выглядели несколько труднодостижимыми: например, столичный маркетолог предложил создать региональный авиационный хаб, то есть сделать на базе Омского аэропорта рейсы в различные города России и Азии и свозить на автобусах жителей близлежащих регионов, чтобы они

могли этими рейсами летать. Большой вопрос и сомнения, что эта и подобные рекомендации будут выполнены, особенно в течение заявленных двух лет. Однако, как обещает Андрей Стась, в случае воплощения всех 100 идей в жизнь, через два года приток инвестиций в омские предприятия должен увеличиться в полтора раза, при этом на 33% должны вырасти иностранные инвестиции. Что касается туризма, по задумке специалиста, Омскую область должно посещать на 41% больше иностранных граждан и на 30% — российских, чем на данный момент. И еще одна цель: количество граждан, которые хорошо отзываются о своей области и уровне жизни в ней, должно достигнуть 80%.

Пиарим область

Чтобы все нововведения не пропали даром, их надо эффективно пропагандировать с помощью СМИ и других средств. Об этом рассказал известный российский маркетолог и «брендолог» Александр Чумиков. Он предложил издать бренд-атлас Омской области и путеводитель по городу для иностранных и российских гостей. Еще интересная разработка — история-легенда Омской области: Чумиков объяснил, как именно расставить акценты на краевой истории и связать ее с настоящим, чтобы в сознании омичей и приезжих область выглядела наилучшим образом.

— И главное, — с улыбкой посоветовал пиарщик, — поменьше говорить о том, что Омская область — это место ссылки и каторги.

Кстати, Чумиков развенчал миф о том, что большинство омичей недовольны жизнью в регионе и хотят отсюда уехать: оказывается, не большинство, а «всего лишь» 42%. В итоге использования замысловатых технологий через год, по предположению специалиста, число сообщений об Омской области в федеральных СМИ должно увеличиться на 20%, а в рейтингах субъектов РФ Омская область займет место, которое сейчас занимает Новосибирская область.

Война логотипов

Однако все хитросплетения пиар-технологий и идей развития региона, порой отдающих явной маниловщиной, почти не вызвали никакой реакции у слушателей семинара. Зато представленные комитетом варианты Омской символики оживили уставшую от лекции публику. Три команды разработчиков представили зрителям свои варианты графических решений, которые должны обозначать Омскую область. Особенно старался защитить свой логотип, ранее вызвавший множество шуток и критики, омич Станислав Иванченко: его «медвежья лапа», нарисовать которую по памяти никогда не сможет ни один житель Омской области, «висела» на экране в течение его часового эмоционального монолога. Другие варианты логотипов были представлены гораздо сдержаннее и скромнее. Особенно присутствующих удивил логотип команды Андрея Стася — разноцветная система координат, в которую помещен график убывания, со слоганом «Направление на результат». Почему этот результат стремится к нулю, слушателям не объяснили. В итоге сейчас разработано шесть вариантов региональной символики. Кто именно будет выбирать из них лучший, журналистам отвечать отказались, однако голосование самих омичей проводиться не будет в любом случае. Также участники комитета намекнули, что использоваться будут все логотипы, но в разных сферах. И действительно — не пропадать же добру, тем более что за все эти упражнения с символикой разработчики получили немалые деньги. Заместитель министра по делам молодежи, физической

культуры и спорта Константин Подбельский, видно, чтобы поддержать оптимизм всей затеи, признался, что для своей сферы логотип он уже выбрал, правда, не стал уточнять, какой именно.

Вопросов больше, чем ответов

Заключительный семинар длился пять часов. За это время присутствующим успели представить почти всё, над чем комитет работал целых 100 дней. Рекомендаций по развитию бренда много, и некоторые из них действительно нетрадиционны и нестандартны для понимания региональных чиновников. Однако большой вопрос, сколько из ста идей Андрея Стася будет претворено в жизнь и сколько журналистов откликнется на призыв Александра Чумикова пропагандировать свой регион в местных и федеральных изданиях.

Еще более важный вопрос: стоили ли эти разработки потраченных на них двадцати миллионов рублей, или за деньги налогоплательщиков лучше было проложить несколько километров дорог в области?

Безусловно, посмотреть на обаятельного Чумикова и послушать делового Стася было приятно: пробыв в Омске 100 дней, они, кажется, искренне загорелись идеей его развития. Хотя, быть может, все дело в полученных за работу миллионах.

Кстати

По данным РБК-Украины, на создание бренда Киева будет потрачено как минимум 3 млн. евро. Омской области еще повезло — на брендирование региона из карманов налогоплательщиков истрачено пока что меньше 1 млн. евро.

Вечерний Омск